Иппотерапия

 

Сам термин "иппотерапия" возник сравнительно недавно и происходит от греческого "hippos" - лошадь, что означает лечение лошадью, или при помощи лошади. Метод лечебной верховой езды - особая форма лечебной физкультуры, давно уже получившая признание во многих странах мира. Иппотерапия - естественный метод, не причиняющий боли и внутреннего неприятия.

О лечебных свойствах верховой езды и благоприятном воздействии общения с лошадьми на больных и раненых было замечено еще в глубокой древности. В 1791 году философ Дени Дидро писал, что "среди физических упражнений, обладающих всеми прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней". В истории культуры лошадь всегда переживалась как существо, одаренное особой символической силой. Сказочные Сивки-бурки - хитрые, ловкие, смелые, всегда оказываются помощниками и спасителями своего хозяина

Из истории

 Страшная трагедия - болезнь полиомиелит - постигла бывшую чемпионку Дании по выездке. Годами мужественная женщина вела борьбу со своими парализованными ногами и ослабевшими руками. Через девять лет она вновь становится призером на соревнованиях по выездке на Олимпийских играх в Хельсинки.
Этот подвиг вдохновил тысячи больных людей, и по всему миру стали создаваться секции лечебной верховой езды. В 1953 году в Дании "лечение лошадью" начинает применяться в первом Центре верховой езды, специально предназначенном для детей-инвалидов. Центр объединял людей с двигательными нарушениями, а также больных клиники для эпилептиков, психоневрологического диспансера для молодежи, интерната для умственно отсталых лиц, школы для слепых, нескольких специальных медико-педагогических учреждений.

Для кого предназначен метод иппотерапии. Его возможности

Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации.

Перечень заболеваний, по которым проводится реабилитация посредством верховой езды

* нарушения опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, травмы спины и др.),
* остеохондрозы, радикулиты;
* сколиозы 1 - 2 степени;
* нарушения умственного развития различной этимологии (задержка психического развития, олигофрения, синдром Дауна и др.);
* речевые нарушения;
* психические заболевания (шизофрения, аутизм, поведенческие расстройства и др.);
* сердечно-сосудистые заболевания;
* комплексные нарушения развития и др. заболевания 

Также рекомендуется верховая езда здоровым взрослым и детям -- в первую очередь тем, кто много времени проводит за компьютером или несет большие умственные нагрузки.


Общение с лошадью и верховая езда позволяет снять стресс и минимизировать его последствия, дает нагрузку на все мышцы тела и поддерживает всадника в хорошей форме. Более того - за границей разработаны специальные программы по лечебной верховой езде для борьбы с ожирением и целлюлитом.

Упражнение по развитию вестибулярного аппарата на лошади
Лечебная верховая езда для детей-инвалидов является частью и продолжением реабилитационной работы

Результаты 

* Увеличение подвижности и объема движений, снижение спастичности, улучшение координации движений, равновесия (особенно заметно при верховой езде), улучшение речи, улучшение мелкой моторики (работы мышц кистей и пальцев), а значит, и улучшение возможностей выполнения бытовых процедур, повышение устойчивости к физическим нагрузкам;
* улучшение мышечного тонуса;
* появление уверенности в своих силах, активности, улучшение обучаемости и внимательности;
* снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, агрессивности, замкнутости.
* Расширения круга общения больных детей, переключение спектра внимания и переживания с себя ("я больной, обо мне все должны заботится") на лошадь, о которой с помощью коновода может заботиться сам ребенок, научение новым умениям и навыкам (уход за лошадью, верховая езда). 

Почему верховая езда помогает больным людям

Опираясь то на левую, то на правую пару ног лошадь передает всаднику движение из стороны в сторону. Момент поднимания и опускания пары ног передает всаднику движение вверх-вниз. Движение бедра лошади со стороны вперед обуславливает для всадника альтернативные вращательные движения. Крупная лошадь переносит на всадника за минуту около 110 многоразмерных колебательных импульсов: вверх-вниз по длине оси тела (против силы тяжести), вперед-назад по фронтально-поперечной оси тела, из стороны в сторону вокруг сагитально-поперечной оси тела, диагональные движения по диагонали вокруг функциональной точки центра тела. Эти движения лошади переносятся на среднюю позу сидящего человека, его тазобедренный сустав и пояснично-позвоночный столб, имитируя и стимулируя движения, которые совершает здоровый человек при ходьбе, т.е. при сидении человека на неоседланной лошади свободная езда верхом представляет собою типичную при ходьбе тренировку туловища. Это важнейшая область иппотерапии не может быть достигнута никакими другими двигательными способами лечения.

Лошадь заставляет "работать" практически все группы мышц сидящего на ней человека, в том числе и пораженные болезнью мышцы. В результате чего они получают нагрузку, укрепляются, исчезает или уменьшается мышечная атрофия. При диспластическом сколиозе, например, положительный эффект достигается за счет создания вокруг позвоночника сильного мышечного корсета, вследствие чего происходит коррекция искривления в сторону уменьшения градусов искривления.

Мышцы лошади не только передают колебания человеку, но и как бы массируют его. Причем, поскольку температура лошади на полтора-два градуса выше, чем температура человека, получается своеобразный "массаж с подогревом" - интенсивный, глубокий, и в то же время щадящий. А роль массажа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата просто огромна. Более того, доказано, что во время верховой езды в полную силу начинают работать легкие, кровь, мышцы, головной мозг обогащается кислородом - за счет этого эффекта даже разработаны специальные программы для реабилитации больных перенесших инфаркты и инсульты.

Езда на лошади позволяет неходячим детям пережить опыт прямохождения. При регулярных занятиях, во-первых, начинают работать и укрепляются мышцы, необходимые для ходьбы, во-вторых, в коре головного мозга формируется стереотип прямохождения. Тело и мозг ребенка готовятся к тому, что бы сделать первый самостоятельный шаг.

Mногие дети, страдающие церебральным параличом, могут ходить, держась за руку родителей, но когда пробуют сделать шаг без такой поддержки, тут же теряют равновесие. Более того, многие из них начинают бояться упасть, что также мешает начать им передвигаться самостоятельно. Верховая езда учит детей держать равновесие. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды имеет место постоянная необходимость в сохранении всадником равновесия на протяжении всего занятия без перерывов ни на один момент. Научившись балансировать на лошади, ребенок постепенно переносит этот навык в обычную жизнь и более уверенно чувствует себя на земле.

Преодолев свой страх перед лошадью и привыкнув смотреть на землю с высоты лошадиного роста, дети преодолевают свой страх перед падением и предпринимают все более смелые уверенные попытки передвигаться самостоятельно.

При многих формах церебрального паралича нарушается координация, точность и направленность движений, например, детям трудно взять с места небольшой предмет и перенести его в нужную точку. Верховая езда требует от ребенка максимальной сосредоточенности, и чтобы удержаться на лошади, ему постоянно приходится хвататься за гриву, седелку, причем делать это быстро и четко. На дальнейших этапах обучения - держать повод и управлять лошадью. Упражнения на развитие координации начинаются не раньше, чем через 10 минут после начала занятий верховой ездой, когда тело ребенка подготовлено, размято и промассировано. В этих условиях выполнить требования инструктора ребенку проще как физически, так и психологически - во-первых, координируя свои движения ребенок сможет усидеть на лошади, во-вторых, обычно упражнения предлагаются в форме игры и не вызывают отвержения у детей. При регулярных занятиях улучшение координации и тонкой моторики заметны уже через 2-3 месяца.

Иппотерапия способствует развитию памяти, внимания, мышления. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий активизирует психические процессы.

Верховая езда обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок или взрослый с ограниченными физическими возможностями избавляется от механической поддержки инвалидного кресла или костылей и способен передвигаться на мощном животном, управлять им. Положение верхом на лошади оказывается выигрышным: "Я наверху, они внизу". Поэтому именно лошади используются для повышения самооценки людей и снятия депрессивного фона настроения. Верховая езда вызывает у всадника, да и у любого человека, просто находящегося рядом с лошадью, много положительных эмоций, ощущений и переживаний. Дети с восторгом рассказывают друзьям о своих любимцах, с удовольствием рисуют их. Да и родители, в свою очередь, видят своих детей совсем с другой стороны, фотографируют их, гордятся их успехами.

Еще одна из возможностей, предоставляемых иппотерапией - это возможность практиковаться в социальном взаимодействии. Контакт с лошадью используются для социализации, адаптации, особенно замкнутых, стеснительных и аутичных детей. Ведь во время занятий верховой ездой человек просто вынужден общаться с коноводом и инструктором, в результате чего у него развиваются коммуникативные способности. Это важно и для детей с церебральным параличом. У многих из них речь затруднена, они вынуждены постоянно работать с логопедами. Занятия верховой ездой вынуждают их говорить, учить новые слова и активно использовать их для взаимодействия с лошадью и тренером.

И, наконец, лечебная верховая езда является методом лечения, когда пациент может и не догадываться о том, что лечится, в результате чего снижается вероятность возникновения сопротивления. Кроме того, этот метод - безмедикаментозный, он не имеет побочных эффектов. Однако важнейшим элементом иппотерапии, из-за которого ее эффективность в ряде случаев значительно выше других форм терапии - это сильная мотивация человека к занятиям, желание заниматься и общаться с лошадью.

 Написана Анной Владимировой (Анечка и Зита)